Российская газета-Урал,
9 сентября 2010 г.
Тайны полиса
900 просмотров
На автовокзалах Екатеринбурга появилась возможность добровольно застраховаться от несчастного случая. Известны случаи, когда с людей брали деньги за такое страхование без их согласия.
Корреспондент "РГ" выясняла, зачем появилась новая услуга и как от нее отказаться, если она не нужна.
Купив на Северном автовокзале билет до Нижнего Тагила, Елена О. заметила, что кассир без спроса взяла с нее лишние 5 рублей: к корешку билета прилагался полис добровольного страхования от несчастного случая во время поездки - листочек на обычной кассовой ленте. Женщина вернулась за разъяснениями. Оказалось: от полиса можно отказаться. Елена решила не продолжать разбирательство, рассудив, что пять рублей - небольшая сумма.
Как оказалось, подобный случай - не единичный. Нам известны еще как минимум два факта, когда некоторые кассиры автовокзала без согласия брали с пассажиров пять рублей за добровольное страхование. А когда люди начинали возмущаться, администратор вокзала объясняла: полис можно вернуть в любой момент в кассу и получить 5 рублей обратно. То есть никакого навязывания вроде как и нет, все сугубо добровольно!
Менеджер автовокзала по связям с общественностью Елена Федорова подтвердила, что кассиры должны предварительно спрашивать согласие на продажу полиса. В случае, если руководству вокзала поступает жалоба, проводится внутреннее расследование конфликта.
Корреспондент "РГ" пошла на небольшой эксперимент: утром 3 сентября мы купили в одной из касс автовокзала билет на ближайший рейс. Кассир попросила заплатить 150 рублей, но, когда выдала билет, оказалось, что его реальная цена - 145 целковых, а 5 рублей без нашего согласия было взято за полис.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения психологии. Пассажир, которому вместе с билетом "под шумок" продали и полис, может торопиться на посадку или заметить дополнительную квитанцию уже в дороге, когда вернуть его проблематично. Есть и малограмотные или чересчур застенчивые люди, которые если и заметят непонятный корешок, все равно не пойдут разбираться, в какую трубу утекли их пять рублей. Однако, учитывая, что пассажиропоток только на Северном автовокзале - около 10 тысяч человек в сутки, 5 рублей с человека уже не кажутся безобидной суммой. И еще: что побуждает кассиров навязывать услугу?
Как оказалось, добровольное страхование с мая 2010-го пассажирам предлагает страховая компания, которая параллельно много лет занимается и обязательным личным страхованием пассажиров. Напомним, согласно указу президента РФ от 7.07.92 № 750 все пассажиры междугородных рейсов подлежат обязательному страхованию. Страховой взнос - 1,5 рубля - уже включен в стоимость билета. Зачем же предлагать дополнительный полис?
- По сути обязательное личное страхование не защищает пассажиров. Максимальная страховая сумма там всего 12 тысяч рублей. При серьезной травме этого не хватит даже на лечение. Коэффициенты, предусмотренные в таблицах страховых выплат, смехотворно малы. Так, человек, сломав в поездке ногу, может рассчитывать по обязательному страхованию примерно на... 600 рублей, - рассказывает директор страховой компании Павел Галайда.
Добровольное страхование предполагает большую выплату. Под страховым случаем подразумевается любой несчастный случай, который происходит с человеком с момента посадки до прибытия в пункт назначения.
Как утверждает Павел Галайда, добровольное страхование на автовокзале - действительно добровольное и на него соглашается лишь треть пассажиров. Страховых случаев, по его словам, в Свердловской области за четыре месяца действия услуги не было, но такие факты были в Челябинске и Перми. В общей сложности за полгода страховщик выплатил "добровольцам" 129 тысяч рублей (а в рамках обязательного страхования - 6 тысяч). В среднем, по данным компании, в нашем регионе на пассажироперевозках гибнет 5-10 пассажиров в год.
Возможность дать пассажирам дополнительную страховую защиту - дело хорошее, но механизм реализации этой услуги сомнителен. В частности, в кассах автовокзала не наблюдается информации о том, что пассажир может вернуть полис в любой момент до отправки автобуса.
Недавно такое объявление все же появилось, но только на окошке администратора. Пассажиров просто ставят перед фактом, что полис выдается вместе с билетом и его можно вернуть. Попадется ли оно на глаза всем пассажирам - большой вопрос.
Компетентно Марина Тимошенкова, главный юрисконсульт Общества защиты прав потребителей Свердловской области:
- Прежде чем брать с пассажиров деньги, пусть даже небольшие, за полис добровольного страхования, кассир обязан получить согласие клиента (можно в устной форме). Иначе нарушаются права потребителя, прежде всего - ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" о запрете обуславливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, то есть при продаже билета кассир пытается представить полис добровольного страхования как обязательную услугу. Убытки потребителю возмещаются исполнителем в полном объеме.
Если пассажир в силу обстоятельств не смог вернуть деньги за ненужную ему услугу сразу, он может по прибытии отправить претензию в адрес руководства автовокзала и потребовать вернуть деньги за полис. В крайнем случае, если инцидент не будет исчерпан, можно составить обращение в Роспотребнадзор, который проведет проверку и при необходимости привлечет виновных к административной ответственности.
Руководство автовокзала либо страховая компания обязаны вывесить на каждой кассе объявление о том, что пассажиры в любой момент до начала поездки могут вернуть полис и получить обратно 5 рублей в кассе. Этого требует ст.10 ФЗ "О защите прав потребителей": вся достоверная информация об услуге должна быть указана в письменном виде и доступна каждому пассажиру.
Кстати
В России уже десять лет обсуждается необходимость обязать перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами. Страховая сумма должна составить не меньше двух миллионов рублей - так в России может быть оценена примерная цена человеческой жизни. Гражданское страхование уже давно введено на авиаперевозках.
На заметку Претендовать на страховую выплату можно только если несчастный случай зафиксирован документально. Каждый перевозчик составляет акт о несчастном случае, который направляет в страховую компанию. Если во время поездки вы стали пострадавшим, удостоверьтесь, что этот факт замечен водителем автобуса, а также возьмите координаты нескольких свидетелей.
Чтобы получить выплату по обязательному страхованию, человеку достаточно представить справку из медучреждения с указанием точного диагноза; по добровольному - помимо справки потребуется больничный лист, так как сумма выплат начисляется по дням нетрудоспособности.
По статье 958 ГК РФ страхователь может в любое время отказаться от договора страхования.
Дарья КЕЗИНА, Екатеринбург
Вся пресса за 9 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Регионы, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|